АВИАЦИТАТА

...Открывая путь в авиацию для русских женщин, я приглашаю их следовать за мной к полной победе над воздухом.

Зверева Л.В.

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

28 Марта
28 марта 1855 г.
Родился A.M. Кованько, генерал-лейтенант (1913 г.), начальник Офицерской воздухоплавательной школы. В 1917—1918гг. находился в составе Технического комитета Управления Военного Воздушного флота. Скончался 20.04.1919 г.
28 марта 1910 г.
Француз Анри Фабр совершил первый в мире успешный взлет с воды на гидросамолете собственной конструкции "Hydravion" (модифицированный из биплана Вуазена).
28 марта 1908 г.
В Исси (Франция) Леон Делагранж совершил первый в Европе полет на самолете с пассажиром продолжительностью несколько секунд.
(По некоторым источникам полет состоялся 22 марта.)

АВТОРИЗАЦИЯ



Энциклопедия ЛИТЕРАТУРА Статьи ВОЙНА МЕЖДУ СОЮЗНИКАМИ
АВИАЦИЯ
ВОЙНА МЕЖДУ СОЮЗНИКАМИ

Михаил А. Жирохов

Автор выражает благодарность за помощь, оказанную при подготовке статьи
А. Котлобовскому (г.Киев, Украина) и К. Александрову (Болгария).


Исторический фон

ещё до подписания Лондонского мира, который символизировал окончание Первой Балканской войны, в конце февраля 1913 года начались спорадические столкновения между болгарскими и греческими войсками в Западной Македонии. Дело в том, что еще в ходе  Первой Балканской войны выявились серьезные территориальные противоречия между Болгарией с одной стороны и Сербией  и Грецией с другой. Причина простая – еще в ходе войны пока болгарская армия воевала с турками, ее союзники занимали территории, которые согласно предвоенным договоренностям должны были отойти к Болгарии. После недолгих переговоров болгарская армия начала перегруппироваться в западные районы. К началу мая войска были развернуты по линии Дойран – Лахна – озеро Тахино. У болгарского Генерального штаба не было четкого плана будущей войны, но основной идеей было перерезать коммуникации сербской и греческой армий и поочередно разгромить их. В идеале болгары думали принудить бывших союзников выполнить свои первоначальные обязательства.

К 10 июля болгарские части, действовавшие против Сербии, отошли к старой сербско-болгарской границе. 12 июля войну против Болгарии начала Турция. К 23 июля турецкие войска вытеснили болгар из Восточной Фракии И вновь овладели Эдирне. Положение болгар стало безнадежным после того, как 14 июля румынская армия начала вторжение в северную Болгарию и, почти не встречая сопротивления, двинулась на Софию и Варну. Правда, в гот же день болгарские войска начали успешное контрнаступление против греческой армии и к 30 июля 40-тысячная группировка греков в районе Кресненского ущелья в Родопах, обойденная с флангов, оказалась в полуокружении. Однако для ее ликвидации уже не было ни времени, ни сил.

Противники Болгарии обладали 4-кратным перевесом в пехоте и имели в 1,6 раза больше артиллерии и в 2,5 раза больше кавалерии. Продолжать борьбу было бессмысленно. 30 июля 1913 года болгарское правительство приняло предложение греческого короля Константина о заключении перемирия, которое в тот же день было подписано в Бухаресте. 31 июля боевые действия прекратились. 10 августа 1913 года был подписан Бухарестский мирный договор между Болгарией и Румынией, Сербией, Грецией и Черногорией. Большая часть Македонии отошла Сербии и Греции.

Болгарская авиация

к  началу Второй Балканской войны болгарская авиация находилась в не  лучшем состоянии – техника в результате предыдущей войны была крайне изношенна и как и раньше не хватало квалифицированных пилотов. Стоит сказать, что к 25 мая 1913 года по списочному составу в болгарской авиации числилось 8 летчиков, 2 наблюдателя и 8 самолетов. Из-за нехватки пилотов 1-й авиационный отдел (АО) был расформирован, а личный состав распределен между 2-м и 3-м АО.

Понятно, что перебазирование самолетов на западный театр боевых действий (а это на расстояние 300 – 400 км, что по тогдашним меркам было немало) было крайне затруднительно.

К 30 мая 2-е АО перебазируется на столичный аэродром. Хотя что это за подразделение! При четырех самолетах («Блерио», «Фарман», «Вуазен» и «Альбатрос») летать на них мог только один летчик – поручик Симеон Петров. Подразделение находилось в подчинении Третьей Армии и выполнило в ходе войны всего 4 боевых вылета.

Болгарский экипаж готовится к вылету на “Блерио-XXI”
  Болгарский пилот готовится к бомбардировке противника
 Болгарский экипаж готовится к вылету на “Блерио-XXI”  Болгарский пилот готовится к бомбардировке противника

Боевые действия начинаются 16 июня, но только через 8 дней – 24 июня – болгарская авиация выполнила первый вылет: Петров совершает разведполет по маршруту София – Пирот – София с посадкой на полевую площадку в Сливнице. Этот  вылет был напрямую связан с наступлением правой группы 1-й Армии в направлении г. Пирот. Поначалу болгарская армия продвигалась достаточно успешно, но 26 июня командование остановило наступление и войска стали готовится к обороне. На этом рубеже они остались и до конца быстротечной войны.

Остальные три полета 2-го АО (2, 7 и 10 июля) был выполнены во время затишья с аэродрома Сливница в районы городов Ниш, Пирот и Враня.

3-е АО базировалось на аэродром около г.Серес. Причем летчики перегоняли самолеты своим ходом, а все имущество и наземный персонал перебросили по железной дороге . На конец мая отделение располагало тремя самолетами – 2 «Блерио» и «Вуазен» и тремя летчиками (Н. Богданов, С. Калинов и итальянец Сабелли). Плюс два наблюдателя – поручики Д. Сакеларов и М. Митев. Несмотря на то, что третье АО было в три раза больше 1-го по количеству пилотов, его «боевые успехи» были гораздо меньше. Только Н. Богданов совершил два боевых вылета в ходе войны.

С началом наступления Второй армии 17 июня Богданов вылетел на разведку. В следующие три дня полеты не выполняли из-за плохих погодных условий. И только 21-го числа после начала наступления греческих войск в направлении Лахна и Кукуше летчик выполнил еще один вылет. Во время этого вылета его самолет был обстрелян с земли и получил 8 пробоин.

Дальнейшее наступление греков вынуждает перебазировать 3 АО в Демирхисар. И снова поручик Богданов перелетел сам в г. Драма, а остальные – своим ходом. Но когда уже механики были в пути,  их перенаправили в столицу.

Но лишенные поддержки с земли самолеты были обречены. 23 июня в Драму перелетели С. Калинов на «Вуазене» и Сабелли на «Блерио». Два дня спустя «Блерио» Богданова был разобран и отправлен на хранение. 27 июня его сожгли, чтобы он не достался в руки греческим войскам.

25 июня из Драмы в Демирхисар перелетел «Вуазен» С. Калинова и Д. Сакеларова, а «Блерио» Сабелли и Митева взял курс на Радовище (с промежуточной посадкой в районе г. Петрич). Но после посадки оказалось, что болгарские части отступают, а бензина взять негде. Тогда летчики снимают самое ценное – двигатель, а самолет сжигают. Сами же на попутной машине уезжают в тыл.

На следующий день в Радовище отправляются Калинов и Сакеларов на «Вуазене». В районе Струмицы самолет обстреливают отступающие болгарские солдаты. После посадки повторяется положение их товарищей предыдущего дня, но Калинову удается добыть немного бензина у водителя санитарной машины. Потому «Вуазен» смогли перегнать в г. Сандански. Но при посадке самолет загорелся и летчики с большим трудом успевают приземлиться. Естественно, аппарат был списан, а летчики стали безлошадными.

Неудачным было и применение аэростатов. Только 26 июня над позициями болгарских войск вблизи Сливнишка была предпринята попытка поднять аэростат. Но разразившаяся гроза перепутала все планы – был повреждена сетка и рубашка аппарата. Было ясно, что баллон нуждается в ремонте, который затянулся до окончания войны.

Противники.

с  началом Второй Балканской войны все наличные сербские авиасилы отправились на фронт и поддерживали действия своей армии на Кюстеджийском направлении, совершив 21 разведполет. В ходе одного из вылетов наредник Томич встретил в воздухе болгарский аэроплан, однако воздушного боя не произошло. Во-первых, самолеты противников были не вооружены, а во-вторых, оба авиатора хорошо знали друг друга со времени обучения во Франции. Одним словом противники разошлись вполне мирно.

Ко времени начала Второй войны вся матчасть греков износилась. Естественно, что летать было не на чем, поэтому в боевых действиях против Болгарии авиация участия не принимала.

 В Первой Балканской войне Румыния участия не принимала, зато активно ввязалась в драку с Болгарией. Для участия в боевых действиях Бухарест мобилизовал все наличные летательные аппараты: прежде всего так называемую Национальную воздушную лигу, сформированную на базе Китилы и авиашколу в Котрочень.

 Румынские техники затягивают в ангар Caudron G.4  Редкая фотография греческого самолета времен Межсоюзнической войны
 Румынские техники затягивают в ангар Caudron G.4   Редкая фотография греческого самолета времен Межсоюзнической войны

Лигу преобразовали в 1-й авиационный отряд, на вооружении которого состояло 13 аэропланов: 11 «Блерио» с двигателями мощностью от 50 до 80 л.с., а также два «Фармана». Командиром был назначен капитан Фотеску. Отряд был подчинен командованию 1-го корпуса румынской армии.

Школа в Котрочени стала 2-м авиаотрядом и насчитывала всего шесть аэропланов: пять «Фарманов» и один «Влайку» №2, на котором летал сам конструктор. Командовал подразделением капитан резерва принц Бибеску. Находилось это подразделение в непосредственном подчинении верховного Главнокомандования.

   
Невооруженный «Фоккер» болгарских ВВС, аэродром Божуриште, 1913 г.
 Первый выпуск румынской летной школы.

На фронте авиация выполняла разведывательные, корректировочные и связные полеты. Наибольшей активностью отличался экипаж в составе летчика локотенента (лейтенанта) Протопопеску и наблюдателя локотенента Ариона, совершивший с 24 июня по 13 июля на своем «Блерио» 15  боевых вылета (налетав 20 часов). Так, 13 июля они летали на разведку Софии, преодолев над вражеской территорией 180 км (в одном направлении). Причем в этот день над болгарской столицей они были не одиноки – локотенент Николае Капша с наблюдателем разбрасывал листовки.

14 июля этот же экипаж, пролетев над болгарской территорией 280 км, провел разведку в районе долины Огоста, где обнаружил пехотную дивизию противника. Полученные данные помогли румынским кавалеристам окружить и пленить упомянутую болгарскую часть.

Уже 15 июля болгары запросили мира, а мирный договор стороны подписали 10 августа 1913 года в Бухаресте.


Все фотографии из личного архива автора.


«Альбатрос» MZ 2 1-го аэропланного отделения болгарских ВВС, пилот Радул Милков, осень 1912 – весна 1913 года. © М.Быков


«Блерио-XI» командира 2-го АО Симеона Петрова, весна 1913 г. © М.Быков


«Фарман» VII из состава 1 или 2 АО, ВВС Болгарии

Проект Retroplan.RU  выражает признательность автору статьи за любезно предоставленные для электронной публикации материалы.


Источники:
  • CĂLIN MARINESCU - Romanian Campaign in Bulgaria during the Second Balkan War, RPHB no.16, April 1995, pp.20-44.
  • Dimitar Nedialkov 'Air Power of the Kingdom of Bulgaria - Parts I/II/III/IV',  Fark Ood, Sofia, 2001

RSS Feeds
2008-2024 © РетропланЪ
При использовании материалов сайта активная ссылка на источник обязательна.
Карта сайта - О проекте - Новости - Контакты