АВИАЦИТАТА

Целью борьбы с авиацией противника является обеспечение своему воздушному флоту свободы действий в воздухе и стеснение таковой противнику. Цель эта может быть достигнута беспрестанным преследованием неприятельских аппаратов для их истребления в воздушном бою, который является главной задачей отрядов истребителей.

Из "Наставления по применению авиации на войне", 1916 г.

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

23 Сентября
23 сентября 1913 г.
Первый перелет через Средизмное море совершил французский пилот Ролан Гарро на Morane-Saulnier. Вылетев из итальянского Сан-Рафаэло, он приземлился в Бизерту (Тунис).
23 сентября 1910 г.
Первая попытка перелета через Альпы предпринята перуанцем Дж.Шавезом на Bleriot.
Пролетев над Симплонским перевалом, он установил новый рекорд высоты - 2633 метра, но разбился во время посадки.
23 сентября 1904 г.
Орвил Райт совершил первый полет по замкнутому маршруту.

АВТОРИЗАЦИЯ



Энциклопедия АВИАТОРЫ Русские летчики и летчики-наблюдатели ТКАЧЕВ Вячеслав Матвеевич - первый русский военный летчик Георгиевский кавалер
АВИАЦИЯ
ТКАЧЕВ Вячеслав Матвеевич - первый русский военный летчик Георгиевский кавалер
ТКАЧЕВ Вячеслав Матвеевич - первый русский военный летчик Георгиевский кавалер
Звание: Полковник
Даты жизни: 24.09.1885 г. - 25.03.1965 г.
Страна: Россия

Биографическая справка:

Знаменитый русский летчик Вячеслав Матвеевич Ткачев родился 24 сентября 1885 года в станице Келермесская Майкопского отдела Кубанской области.
По окончании Нижегородского кадетского корпуса, с 1904 г. по 1906 г. обучался в Константиновском артиллерийском училище.
30.06.1906 г. выпущен во 2-ю Кубанскую казачью батарею.
16.03.1909 г. переведен в 5-ю Кубанскую казачью батарею.
С 29.08 по 13.10.1909 г. - и.д. делопроизводителя батареи.
С 18.09.1909 г. по 07.04.1910 г. - заведующий учебной командой.
С 22.06 по 15.08.1910 г. - и.д. заведующего хозяйством.
06.09.1910 г. прикомандирован к Одесскому кадетскому корпусу «для занятия должности офицера-воспитателя».
01.06.1912 г. по собственному желанию откомандирован обратно в часть.
28.09.1912 г. командирован в Офицерскую школу авиации Отдела воздушного флота.
17.12.1912 г. сдал экзамен на звание «военного летчика».
01.01.1913 г. откомандирован в 7-ю воздухоплавательную роту.
С 02.05.1913 г. - во 2-м отряде роты ( с 23.06.1913 г. - 11-й авиационный отряд).
27.06.1913 г. прикомандирован к 3-й авиационной роте.
В октябре 1913 г., с целью тренировки в продолжительности полетов и ориентировки на незнакомой местности, совершил перелет Киев-Одесса-Керчь-Тамань-Екатеринодар, общей протяженностью в 1500 верст.
С 10.03.1914 г. - начальник 20-го корпусного авиационного отряда.
В марте 1916 г. сдал командование отрядом и отбыл в г.Киев для формирования 11 -го авиационного дивизиона, временно прикомандирован к 3-й авиационной роте.
С 25.03.1916 г. - временно и.д. командующего 11-м авиационным дивизионом.
С 21.04.1916 г. - командующий 11-м авиационным дивизионом.
С 09.09.1916 г. - и.о. Инспектора авиации армий Юго-Западного фронта.
С 24.12.1916 г. - Инспектор авиации армий Юго-Западного фронта.
11.01.1917 г. из войсковых старшин переименован в подполковники с зачислением по инженерным войскам.
09.06.1917 г. назначен исполнять дела начальника Полевого Управления авиации и воздухоплавания при Штабе Верховного Главнокомандующего.
Создал первое в истории Русской военной авиации пособие по тактике ведения воздушного боя (Материал по тактике воздушного боя. Пг., 1917).
В конце ноября 1917 г. покинул ставку в Могилеве и уехал на Кубань.
В начале 1918 г. вступил рядовым бойцом в белый партизанский отряд полковника Кузнецова, действовавший против войск Северо-Кавказской Советской республики в районе г.Майкоп. Попал в плен и едва избежал расстрела, будучи спасен заступившимися за него кубанскими казаками. С приходом ВСЮР на Кубань, в марте 1919 г. сформировал в г. Екатеринодар 1-й Кубанский авиационный отряд.
20 - 21.05.1919 г. с отрядом участвовал в операции в районе станицы Великокняжеская, где совместно с авиационным отрядом Донской армии действовал против частей 10-й красной армии и кавалерийских дивизий С.М.Буденного и В.М.Думенко.
30.05.1919 г. ранен винтовочной пулей с земли во время одной из атак у с.Ивановка.
В июне 1919 г. произведен в генерал-майоры. После успешных действий под станицей Великокняжеская, участвовал в боях на Царицынском направлении в июне-июле 1919 г.
С 01.04.1920 г. - начальник Авиации ВСЮР.
С 14.04.1920 г. - начальник Авиации Русской армии генерала П.Н. Врангеля.
Находясь на своем посту, уделял очень много внимания взаимодействию авиации с сухопутными частями. Разработал целый ряд новых тактических приемов, успешно применявшихся на практике. Ввел новую систему опознавательных знаков на боевых машинах, позволявшую лучше координировать групповые действия авиации. Во время прорыва фронта в северной Таврии кавалерийской ударной группой Д.П.Жлобы, угрожавшей захватом Мелитополя, разработал план операции по сдерживанию красной кавалерии с помощью авиации.
С 15.06 по 21.06.1920 г., действуя в тесном взаимодействии с сухопутными частями Русской армии, в районе деревень Вальдгейм, Черниговка, Гнаденфельд и Михайловка (в долине р.Юшанлы), сумел полностью деморализовать ударную группу Д.П.Жлобы, результатом чего явилось почти полное ее уничтожение.
После эвакуации из Крыма русский военный летчик Ткачев эмигрировал в Югославию. Некоторое время работал редактором авиационного журнала «Воздухоплавни Гласник», затем в частном пароходстве, был консультантом при инспекции авиации Королевства СХС. Разработал ряд наставлений и пособий для югославской авиации. Анализируя опыт применения авиации в Гражданской войне опубликовал работу: Вопросы тактического применения авиации в маневренной войне // Военный сборник. Кн. 1. Белград, 1921.
Авиадарм Ткачев В.М. с супругой в эмиграции
Вячеслав Матвеевич Ткачев с супругой в эмиграции.

Проживал в г.Нови-Сад, затем в г.Земун. В период Второй мировой войны - начальник внеклассного воспитания русской молодежи мужской и женской гимназий г. Белград.
30.10.1944 г., с вступлением советских войск на территорию Югославии, был арестован органами МГБ СССР и этапирован в Москву через г.Бухарест.
07.12.1944 г. передан в ведение ГУКР «СМЕРШ» НКО СССР. Обвинен в «сочувствии мировой буржуазии, терроризме и участии в антисоветской организации».
В августе 1945 г. первый русский военный летчик, получивший орден Святого Георгия был осужден Особым совещанием при МГБ СССР к 10 годам ИТЛ. Отсидел в лагерях ГУЛАГа (Сиблаге, Озерлаге и Лагерном отделении Мордовской АССР) до 05.02.1955 г., когда был выпущен «с погашением в правах», без права жительства в больших городах. Поселился в г.Краснодар, где жил у своей племянницы. Работал в артели инвалидов им. В.И.Чапаева переплетчиком. Несмотря на нищенское существование, продолжал исследования в области истории авиации в России.
Автор книг: «Русский сокол» (о П.Н.Нестерове), «Крылья России» (об истоках Российской авиации и участии ее в Первой мировой войне), отрывки из которой печатались в журнале «Кубань» в 1962 г.
С 06.06.1961 г. по 25.05.1963 г. занимался в читальном зале Центрального государственного военно-исторического архива (с 1992 г. - РГВИА), выявляя документы по теме: «Прошлое русской авиации 1910-1917 гг.».
Первый русский летчик ас, Вячеслав Матвеевич Ткачев скончался 25 марта 1965 года Краснодаре. Похоронен на Славянском кладбище Краснодара.

Чины и звания

Хорунжий - 30.06.1906 г.
Сотник - 06.05.1909 г.
Военный летчик - 17.12.1912 г.
Подъесаул - 05.10.1913 г.
Есаул - 15.02.1915 г.
Войсковой старшина - 03.12.1916 г.
Полковник - 25.08.1917 г.

Награды

Золотой жетон Киевского Общества Воздухоплавания с надписью: «За наиболее выдающийся в России перелет в 1913 году» - 1913 г.

Ордена:
Орден Святого Станислава 3-й степени - ВП от 06.05.1910 г.;
Орден Святой Анны 3-й степени - ВП от 14.02.1913 г.;
Орден Святого Георгия 4-й степени - ВП от 03.02.1915 г. «за то, что 12-го августа 1914 г. произвел смелую и решительную воздушную разведку в районе Люблин-Белжице-Ополе-Юзефов-Анополь-Боров-Госцерадов-Уржендов-Красник-Люблин, проник в тыл и фланги неприятельского расположения, и несмотря на действительный огонь противника по аппарату, сопровождавший его в течение всего полета и повредивший жизненные части аппарата, с исключительной находчивостью, доблестным присутствием духа и беззаветным мужеством выполнил возложенную на него задачу по раскрытию сил и определению направления движения колонн противника, вовремя доставил добытые разведкой сведения первостепенной важности и тем способствовал принятию стратегических решений, приведших к одержанию решительного успеха над противником»;
Орден Святого Владимира 4-й степени с мечами и бантом - ВП от 26.02.1915 г. «за отличия в действиях против неприятеля в период боев с 27-го сентября по 21-е октября 1914 г.»;
Орден Святой Анны 4-й степени с надписью «За храбрость» - ВП от 01.08.1915 г. «за отличия в делах против неприятеля в период боев с 1-го декабря 1914 г. по 1-е июня 1915 г.»;
Орден Святой Анны 2-й степени с мечами - ВП от 10.12.1915 г. «за отличия в делах против неприятеля при штабе Рижского укрепленного района»;
Орден Святого Станислава 2-й степени с мечами - ВП от 24.12.1915 г. «за отличия в период боев с 21-го октября по 1-е декабря 1914 г.»
Георгиевское оружие - ПАФ от 08.05.1917 г. «за то, что, будучи командиром 11-го авиационного дивизиона в чине есаула, во время боев под Тарнополем 25-го мая 1916 г., несмотря на губительный огонь зенитных орудий противника, неоднократно прорывался в тыл противника, производил там разведку и своевременно давал ценные сведения о противнике; при этом, того же 25-го мая встретившись с «Альбатросом» противника, вооруженным пулеметом, вступил с ним в бой и заставил противника обратиться в бегство. 19-го, 21-го и 27-го июня 1916 г. в районе p.p.Липы и Стыри им были добыты и своевременно доставлены в штаб армии сведения особой важности о сосредоточении в этом районе сильной ударной группы противника, угрожавшей прорывом нашего фронта в направлении на Луцк, благодаря чему своевременно принятыми мерами противнику нанесен был полный разгром. 27-го июня во время разведки аппарат подполковника Ткачева был поврежден разорвавшимся снарядом противника, особенно правое крыло, которое во время полета могло деформироваться».

Французский «Военный крест» - 15.11.1917 г.
За период Гражданской войны награжден орденом Св. Николая Чудотворца - Приказом Главнокомандующего Русской армией № 3294 от 22.06.1920 г.


Выражаем глубокую признательность внуку авиатора Богдашевского - БЕРЕЗИНУ Виктору Владимировичу за любезно предоставленное из семейного архива фото Ткачева А.М. в эмиграции.



Источники:

  • Архивные источники:
РГВИА. Ф. 400. Оп. 12. Д. 27373. Л. 205-208; Ф. 409. Оп. 1. П/с. 28-448; Ф. 493. Оп. 3. Д. 129. Л. 58; Ф. 1300. Оп. 4. Д. 471; Ф. 2000. Оп. 7. Д. 87. Л. 49-51; Ф. 2008. Оп. 1. Д. 2100; Ф. 6088. Оп. 1. Д. 1. Л. 81. РГВА. Ф. 39540. Оп. 1. Д. 274. Л. 15 об.

 
RSS Feeds

Rambler's Top100 2008-2017 © РетропланЪ
При использовании материалов сайта активная ссылка на источник обязательна.
Карта сайта - О проекте - Новости - Контакты