АВИАЦИТАТА

Мы переживаем новую эпоху в воздухоплавании: авиация с каждым днем находит себе все более и более сторонников. Опыты устанавливают все давно известный факт, что машины с двигателями и поверхностями из металла, дерева, а так же материи могут скользить в воздухе.

«Воздухоплаватель», январь 1904 г.

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

24 Ноября

На данное число памятные даты отсутствуют


АВТОРИЗАЦИЯ



Энциклопедия АВИАТОРЫ Русские летчики и летчики-наблюдатели КОЗАКОВ Александр Александрович - самый результативный русский летчик
АВИАЦИЯ
КОЗАКОВ Александр Александрович - самый результативный русский летчик
КОЗАКОВ Александр Александрович - самый результативный русский летчик
Звание: Подполковник
Даты жизни: 02.01.1889 г. - 19.07.1919 г.
Страна: Россия

Биографическая справка:

Александр Александрович Козаков родился 2-го января 1889 года в Херсонской губернии.
В 1906 году окончил Воронежский кадетский корпус, затем до 1908 года обучался в Елисаветградском кавалерийском училище.
С 1906 г. по 1908 г. обучался в Елисаветградском кавалерийском училище.
05.06.1908 г. выпущен в 12-й уланский Белгородский полк.
23.01.1914 г. командирован в Авиационный отдел Офицерской воздухоплавательной школы для обучения полетам.
С января по ноябрь 1914 г. Александр Козаков обучался в Военной авиационной школе. По ее окончании со званием «военного летчика», командирован в 4-й корпусной авиационный отряд.
С 15.12.1914 г. - в действующей армии, младший офицер 4-го корпусного авиационного отряда.
18.03.1915 г. в районе усадьбы Воля-Шидловская сбил германский аппарат типа «Альбатрос», совершив первый в истории военной авиации удачный таран.
С 20.08.1915 г. - начальник 19-го корпусного авиационного отряда.
С 25.02.1917 г. - исполнял дела командира 1-й боевой авиационной группы Юго-Западного фронта.
14.03.1917 г. утвержден в этой должности.
14.06.1917 г. ранен в воздушном бою четырьмя пулями в руку, с повреждением локтевого сустава и был эвакуирован.
С 24.11.1917 г. - временно исполнял дела командира 7-го авиационного дивизиона, с оставлением в должности командира 1-й боевой авиационной группы Юго-Западного фронта.
09.12.1917 г. отстранен от должности командира 1-й боевой авиационной группы Юго-Западного фронта. Избран на отрядном совете командиром 19-го корпусного авиационного отряда.
Весной 1918 г. поставлен на учет Советской властью, как летный специалист.
В июне 1918 г., при посредничестве одного из членов английской дипломатической миссии в Москве - капитана Хилла, с группой офицеров - авиаторов, Александр Козаков уехал в Мурманск, в расположение экспедиционных союзнических сил.
По предложению английского полковника Моунда приступил к формированию Славяно-Британского авиационного корпуса. Получил чин лейтенанта R.A.F (Королевских воздушных сил Великобритании).
02.08.1918 г. с занятием Архангельска войсками Антанты, Козаков перебрался туда со всеми летными специалистами.
К 15.08.1918 г. сформировал в Архангельске 1-й Славяно-Британский авиационный отряд, и возглавив его, выступил на фронт в район стан.Обозерская, в 123-х верстах к югу от Архангельска.
В октябре 1918 г. военный летчик Козаков действовал с отрядом в районе Сельца, в 70-ти верстах к югу от стан.Обозерской.
В конце октября 1918 г., во время наступления Красной Армии в районе с.Большие Озерки, оказался отрезанным вместе с отрядом и английской колонной полковника Хаггельтона. Две недели оборонялся в полном окружении, укрывшись в Списком монастыре.
Организовав воздушную разведку, и выявив наиболее слабый участок противника, Козаков прорвал кольцо окружения и соединился с союзными силами. Затем был переведен вместе с отрядом в район Двинского Березника. Принял командование Двинским авиационным дивизионом Славяно-Британского авиационного корпуса.
24.01.1919 г. ранен ружейной пулей в грудь навылет в районе г.Шенкурска во время совершения разведки и до конца февраля 1919 г. находился на излечении.
В апреле 1919 г., военный летчик Козаков по собственному желанию сдал командование Двинским авиационным дивизионом английскому майору Карру, оставшись на должности военного-летчика 1-го Славяно-Британского авиационного отряда. Произведен в майоры R.A.F.
В мае 1919 г. Козаков участвовал в операции по уничтожению аэродрома РККВВФ в районе стан.Пучега, на Северной Двине.
В июле 1919 г., в связи с планирующейся эвакуацией союзнических сил из пределов России, получил предложение от английского командования переехать в Англию, но отказался. Участвовал в прорыве красного фронта в районе Кургомеля - последней операции с участием союзников на Севере России.
19.07.1919 г., во время пробы только что отремонтированного самолета типа «Сопвич-Снайп», на отрядном аэродроме в Двинском Березнике, потерпел аварию. «При полном повороте направо, самолет перешел на нос и при работающем моторе, врезался в землю возле одной из палаток». Умер на месте от перелома позвоночника при падении. В некоторых источниках выдвигается версия, что это было самоубийство знаменитого русского аса Первой мировой войны.
22.07.1919 г. Самый результативный русский летчик-ас Первой мировой войны Козаков был похоронен на краю летного поля.

Чины и звания

Корнет - 05.06.1908 г.
Поручик - 10.09.1911 г.
Военный летчик - 29.04.1914 г.
Штабс-ротмистр - 28.06.1915 г.
Ротмистр - 10.04.1917 г.
Подполковник - 08.09.1917 г.

Награды

Ордена:
Орден Святого Станислава 3-й степени - ВП от 18.08.1913 г.;
Орден Святой Анны 3-й степени - ВП от 02.04.1915 г. за окончание Военной авиационной школы;
Орден Святой Анны  4-й степени с надписью «За храбрость» - ВП от 27.01.1916 г. «за боевые разведки на р.Равке в феврале и марте месяце 1915 г.»;
Орден Святого Станислава 2-й степени с мечами - Приказом по 5-й армии № 659 от 04.07.1916 г.;
Орден Святого Владимира 4-й степени с мечами и бантом - Приказом по армиям Северного фронта № 757 от 07.09.1916 г.;
Орден Святой Анны  2-й степени с мечами - ПАФ от 21.04.1917 г. «за воздушные разведки под г.Двинском в январе-феврале 1916 г.»;
Орден Святого Георгия 4-й степени - ПАФ от 31.07.1917 г. «за то, что, будучи в чине штабс-ротмистра, 8-го декабря 1916 г., вылетев на самолете "Ньюпор ", типа истребителей, для преследования немецких самолетов, появляющихся над нашим расположением, отогнал в районе Горохова 2 немцев, атаковал третий самолет в районе д.Забороль, в 5 верстах к западу от Луцка, и двумя пулями в голову убил пилота. Аппарат, кое-как управляемый легко раненым наблюдателем австрийским обер-лейтенантом, упал в нашем расположении и был захвачен нашими войсками».

Георгиевское оружие - ВП от 28.07.1915 г. «за доблестный подвиг 18-го марта 1915 г., выразившийся в том, что по собственному почину взлетел у с.Гузов на своем аппарате, погнался за германским аэропланом, производившим разведку в нашем тылу и бросавшим бомбы в Гузовский аэродром, настиг его близ усадьбы Воля-Шидловская и хотя не успел опрокинуть врага особым якорем, сбил его, с явной опасностью для собственной жизни, ударом своего аппарата о верхнюю плоскость неприятельского, в результате чего было прекращение противником разведки и метания бомб».

За период Гражданской войны награжден:
английским офицерским орденом «За боевые отличия» - 1918 г.,
английским орденом «Военный крест» - 1919 г.,
английским офицерским крестом «За летные боевые заслуги» - 20.03.1919 г.,
кавалерским крестом ордена Почетного легиона,
французским «Военным крестом» с одной пальмой.



Источники:

Авиаторы - кавалеры ордена Св. Георгия и Георгиевского оружия периода Первой мировой войны 1914-1918 годов: Биографический справочник / Сост. М.С. Нешкин, В.М. Шабанов. - М: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2006. - 360 с, илл.

Архивные источники:

РГВИА. Ф. 400. Оп. 12. Д. 26967. Л. 341-348; Ф. 400. Оп. 12. Д. 27599. Л. 47-62; Ф. 409. Оп. 1. П/с. 398 (1909 г.); Ф. 2000. Оп. 2. Д. 2611. Л. 114-115; Ф. 2008. Оп. 1. Д. 1452; Ф. 2077. Оп. 1. Д. 112. Ч. 2. Л. 836. РГВА. Ф. 28361. Оп. 1.Д. 118. Л. 5-10.

 
RSS Feeds

Rambler's Top100 2008-2017 © РетропланЪ
При использовании материалов сайта активная ссылка на источник обязательна.
Карта сайта - О проекте - Новости - Контакты