АВИАЦИТАТА

Человек полетит опираясь не на силу своих мускулов, а на силу своего разума.

Н. Е. Жуковский

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

26 Сентября

На данное число памятные даты отсутствуют


АВТОРИЗАЦИЯ



Энциклопедия АВИАТОРЫ Русские летчики и летчики-наблюдатели ТУРЖАНСКИЙ Павел Александрович
АВИАЦИЯ
ТУРЖАНСКИЙ Павел Александрович
ТУРЖАНСКИЙ Павел Александрович
Звание: Лейтенант
Даты жизни: 25.09.1888 г. - 09.09.1944 г.
Страна: Россия

Биографическая справка:

Павел Александрович Туржанский родился 25 сентября 1888 года в Радомской губернии. Окончил Смоленское реальное училище, Морской корпус (1911 г.), Теоретические курсы авиации им. В.В.Захарова при Санкт-Петербургском политехническом институте (1914 г.). Обучался в Офицерской школе авиации Отдела воздушного флота. Сдал экзамен на звание «военного летчика» при 3-й авиационной станции Балтийского моря (1914 г.).

На службе с 1908 г.
В 1911 г. окончил Морской корпус.
16.11.1911 г. зачислен в 1-й Балтийский флотский экипаж.
31.10.1911 г. списан в распоряжение Главного морского штаба.
06.12.1911 г. вновь зачислен в 1-й Балтийский флотский экипаж.
15.08.1913 г. командирован на Теоретические курсы авиации им. В.В.Захарова при Санкт-Петербургском политехническом институте.
03.07.1914 г. - в Офицерскую школу авиации Отдела воздушного флота для обучения полетам.
05.07.1914 г. зачислен обучающимся общего курса.
08.07.1914 г. совершил первый самостоятельный полет на самолете типа «Фарман».
19.07.1914 г. откомандирован в г.Ревель, в 3-ю авиационную станцию.
С 17.09 по 05.12.1914 г. - начальник наблюдательного поста «Люзерорт».
С 05.12.1914 г. - дежурный при центральной станции Южного района службы связи Балтийского моря.
24  марта 1915 г. в Ревеле пилот мичман П. А. Туржанский потерпел аварию на гидроаэроплане С-10 (заводской номер 97, и флотский номер С-3). В самом начале тренировочного вылета мотор самолета заглох, и машина рухнула с высоты 25 м. Лётчик был ранен.[5]
25  июля 1915 г.  в Гельсингфорсе при вынужденной посадке в моторе корабельного «ФБА» («Орленок» № 1) возник пожар, в результате которого гидросамолёт лишился одного из крыльев. Пилот мичман П. В. Туржанский и механик унтер-офицер С. А. Волков благополучно пребывали в воде до подхода катера.[5]
11.04.1916 г. переведен в состав 2-й авиационной станции.
С 19.12.1916 г. - начальник воздушного отряда «Г».
31.12.1916 г. утвержден в этой должности.
В ноябре—декабре 1916 г. появилась Воздушная дивизия Балтийского моря (или Балтийская воздушная дивизия, Воздушная дивизия Балтийского флота). Лейтенант Туржанский в июле-ноябре 1917 г. заведовал 1-м дивизионом этой воздушной дивизии. [5]

09.09.1944 г. Павел Туржанский погиб в г.Брест (Франция).

Морской лётчик Павел Туржанский (сидит в центре) с боевыми товарищами.

Чины и звания

Корабельный гардемарин - 10.04.1911 г.
Мичман - 06.12.1911 г.
Морской летчик - 11.09.1915 г.
Лейтенант - 06.12.1915 г.

Награды

Золотой знак за окончание Морского корпуса 10.04.1911 г.

Ордена:
Орден Святого Станислава 3-й степени с мечами и бантом - 11.01.1916 г.;
Орден Святой Анны 3-й степени с мечами и бантом - 11.01.1916 г. «за самоотвержение, мужество, а также за усиленные труды в обстановке военного времени»;
Орден Святой Анны  4-й степени с надписью «За храбрость» - Приказом Командующего флотом Балтийского моря № 388 от 28.05.1916 г.;
Орден Святого Владимира 4-й степени - ВП по Морскому ведомству от 31.10.1916 г.;
Орден Святого Георгия 4-й степени - ВП по Морскому ведомству № 855 от 03.12.1916 г. «за то, что начальствуя воздушным отрядом и находясь под действительным огнем сброшенных с неприятельских гидроаэропланов бомб по авиационной станции, поднялся в воздух с двумя гидроаэропланами и атаковал пулеметным огнем с близкой дистанции последовательно семь неприятельских аппаратов, которые отражали атаку также из пулеметов. Результатом этой атаки был сбитый лейтенантом Туржанским неприятельский аппарат, который спустившись на воду сгорел...».

По данным Августа Блюма (The Russian Military Air Fleet in World War I: Victories, Losses, Awards (Vol.2) by August G. Blume) во время командования воздушным отрядом "Г", Туржанский был представлен к награждению золотым Георгиевским оружием за бой с неприятельским аэропланом над Ирбенским проливом 17 июля 1916 г.

Проект РетропланЪ выражает искреннюю признательность Борису ТУРЖАНСКОМУ за любезно предоставленные фото из семейного архива.



Победы:

  • 12 июля 1916 г. в воздушном бою в районе Цереля пилот лейтенант П.А. Туржанский и его стрелок на М-9 с номером Щ.С.-1 повредили неприятельский аппарат и заставили его сесть на воду под прикрытием 2 других германских гидроаэропланов. В схватке также участвовал экипаж самолета Щ.С.-8, а со стороны немцев от 3 до 5 машин. [5]
  • 16 августа 1916 г. в районе Цереля пилот лейтенант П. А Туржанский и его стрелок на Щ.С.-1, пилот мичман П. П. Величковский и его пассажир на Щ.С.-8 и пилот мичман В. А. Корольков на Щ.С.-25, также со стрелком, подбили германский гидроаэроплан, который был затем пущен ко дну собственными летчиками, подобранными с воды их товарищами. Против 3 русских летающих лодок в этом бою сражались 4 германских аппарата.[5]



Источники:
  1. Авиаторы - кавалеры ордена Св. Георгия и Георгиевского оружия периода Первой мировой войны 1914-1918 годов: Биографический справочник / Сост. М.С. Нешкин, В.М. Шабанов. - М: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2006. - 360 с, илл.
  2. Мартиролог русской военно-морской эмиграции по изданиям 1920-2000 гг. М, 2001. С. 137.
  3. Архивные источники: РГА ВМФ. Ф. 406. Оп. 9. Д. 4265. Л. 1-5 об.; Ф. 417. Оп. 5. Д. 3863. Л. 10-10 об.; Ф. 873. Оп. 18. Д. 208.
  4. The Russian Military Air Fleet in World War I: Victories, Losses, Awards (Vol.2) by August G. Blume
  5. Александров А. О. Победы. Потери... Задачи, подразделения, начальствующий состав, летательные аппараты и вооружение морской авиации и воздухоплавания России, а также список побед и потерь с 1894-го по 1920 г. — СПб.: «ИП Комплекс», 2000. — 182 с, с илл. ISBN 5-93414-042-6
  6. Семейный архив Бориса ТУРЖАНСКОГО

 
RSS Feeds

Rambler's Top100 2008-2017 © РетропланЪ
При использовании материалов сайта активная ссылка на источник обязательна.
Карта сайта - О проекте - Новости - Контакты