АВИАЦИТАТА

В полетах людей, даже неудачных, есть что-то древнее и сужденное человечеству, следовательно - высокое.

Александр Блок, 1910 г.

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

24 Апреля
24 апреля 1924 г.
Аргентинец маркиз де Патерас Пескара установил первый мировой рекорд дальности полетов на вертолете, пролетев на аэродроме во Франции 736 метров на своем аппарате с двигателем в 180 л.с.

АВТОРИЗАЦИЯ



Энциклопедия ПЕНТКО Пётр Александрович
АВИАЦИЯ
ПЕНТКО Пётр Александрович
Звание: Военный летчик
Даты жизни: 01.01.1889 г. -
Страна: Российская империя - СССР

Биографическая справка:

Пётр Александрович Пентко родился 1-го января 1889 года в Мценске Орловской губернии в семье подполковника.
По окончании 2-го Московского кадетского корпуса, с 1907 г. по 1910 г. обучался в Михайловском артиллерийском училище.
06.08.1910 г. выпущен в 17-ю артиллерийскую бригаду.
С 27.09.1910 г. — в бригаде, назначен младшим офицером 5-й батареи.
В 1914— 1916 гг. участвовал в боевых действиях в составе бригады.
С 03.05.1916 г. — офицер-наблюдатель 19-го корпусного авиационного отряда. Был ранен в голову.
В марте 1917 г. командирован в Севастопольскую военную авиационную школу «для обучения полетам». Во время учебного полета в августе 1917 г. потерпел аварию. «При падении получил сильное сотрясение организма и ушибы...» Был эвакуирован.
Возвратился в школу в октябре 1917 г.
В декабре 1917 г. окончил курс школы, сдав экзамен на звание «военного летчика» на аппарате «Ньюпор-XI». После расформирования Севастопольской военной авиационной школы направлен в распоряжение Орловского уездного воинского начальника.

С апреля 1918 г. военлет Петр Пентко служил в РККА.
29.04.1918 г. «Поступил рядовым во 2-й реквизиционный отряд, дислоцированный на станции Становой колодезь».
С 01.05.1918 г. — начальник Орловской подстанции Южной линии воздушных сообщений.
01.06.1918 г., после расформирования «отрядов воздушных сообщений», зачислен военным летчиком в 4-й Московский авиационный отряд.
11.09.1918 г. по приказу военного комиссара Московской авиационной группы РККВВФ арестован «по подозрению в контрреволюционной деятельности» и заключен в Тульскую губернскую тюрьму. Объявил голодовку, и после проведения расследования 04.12.1918 г. был освобожден «за не доказанностью вины».
10.12.1918 г. прикомандирован к 1-му фотографическому авиационному отряду РККВВФ.
С 24.12.1918 г. — летчик-наблюдатель 2-го авиационного отряда РККВВФ.
С 01.01.1919 г. — военный летчик того же отряда. Участвовал в составе отряда в боевых действиях на Северном фронте.
06.05.1919 г. сбил английский самолет, принадлежавший Славяно-Британскому авиационному корпусу.
01.01.1920 г. прикомандирован к Полевому управлению авиации и воздухоплавания РККВВФ.
05.03.1920 г. переведен в 1-й артиллерийский авиационный отряд, действовавший в составе 8-й красной армии на Юго-Западном фронте.
С апреля по июль 1920 г. «состоял больным» (перенес сыпной, а затем и возвратный тиф).
С июля 1920 г. — член постоянной приемной комиссии 3-го авиационного парка в г. Елец, затем заведующий бюро по распределению рабочей силы 3-го авиационного завода.
С 01.04.1921 г. — в резерве при Штабе начальника РККВВФ.
24.07.1922 г. зачислен в Дивизион авиационных специалистов.
С октября 1922 г. по 1924 г. обучался в Академии военно-воздушного флота РККА им. профессора Н.Е. Жуковского.
С 17.10.1924 г. — заведующий мастерской 2-й отдельной истребительной эскадрильи.
В 1925 г. переведен на должность военного летчика той же эскадрильи.
На 1926 г. — Пентко числится как военный летчик 7-й отдельной авиационной эскадрильи.
С 15.01.1927 г. — постоянный дежурный на Центральном военном аэродроме.

Чины и звания

Подпоручик — 06.08.1910 г.
Поручик — 31.08.1912 г.
Штабс-капитан — 21.05.1916 г.
Военный летчик — 06.12.1916 г.

Награды

Ордена:
Орден Святого Станислава 3-й степени с мечами и бантом — ВП от 22.01.1915 г. «за бои 13-го и 14-го августа 1914 г.»;
Орден Святой Анны 4-й степени с надписью «За храбрость» — ВП от 22.01.1915 г. «за бои 15-го, 16-го, 17-го и 18-го августа 1914 г.»;
Орден Святого Владимира 4-й степени с мечами и бантом — ВП от 17.08.1915 г. «за Куршанские бои в 1915 г.»;
Орден Святой Анны 3-й степени с мечами и бантом — ВП от 18.10.1915 г. «за бои 3-го декабря 1914 г.»;
Орден Святой Анны 2-й степени с мечами — ВП от 20.05.1916 г. «за июньские и июльские бои 1915 г.»;
Орден Святого Станислава 2-й степени с мечами — ВП от 26.12.1916 г.;
Орден Святого Георгия 4-й степени — ПАФ от 31.07.1917 г. «за то, что 20-го декабря 1916 г., идя по маршруту Луцк-Рожище и встретив аппарат противника, шедший от стан. "Киверцы " к себе в тыл, нагнал его, атаковал, открыл пулеметный огонь, выпустив одну катушку в 47 патронов; противник, продолжая свое движение, в свою очередь, открыл огонь из пулемета. Видя, что аппарат противника уходит, штабс-капитан Пентко, невзирая на сильнейший огонь по
нему, быстрым и умелым маневром своего аппарата вновь нагнал неприятельский аэроплан и в районе стан. Переспа сблизился с ним настолько, что первою же очередью своей второй катушки убил летчика, а наблюдателя ранил в ногу. Неприятельский аппарат, будучи сильно поврежден и лишенный управления, быстро стал падать, перевернувшись вверх колесами. Раненый наблюдатель при ударе о землю был убит, а аппарат совершенно разбился»
.

За период Гражданской войны награжден орденом Красного Знамени — Приказом РВСР № 208 от 27.04.1920 г. «за то, что при своем налете на тыл противника 6 мая 1919 г., несмотря на сильный обстрел артиллерийским и ружейным огнем, он смело вступил в бой с неприятельским аппаратом и, благодаря исключительному мужеству и хладнокровию, сбил его. При неоднократных налетах противника тов[арищ] Пентко первым поднимался на встречу неприятельским самолетам, показывая пример неустрашимости своим сотрудникам, и всегда обращал врага в бегство».



Источники:
РГВИА. Ф. 400. Оп. 12. Д. 27599. Л. 63-70; Ф. 408. Оп. 1.Д. 3140. Л. 10 об.; Ф. 409. Оп. 1.П/с. 1481 (1911 г.); Ф. 2008. Оп. 1. Д. 1805; Ф. 4. Оп. 3. Д. 98. Л. 330 об.
РГВА. Ф. 29. Оп. 4. Д. 8; Ф. 30. Оп. 3. Д. 198. Л. 2 об. ЦАМО РФ. Л/д. 258650.

 
RSS Feeds
2008-2024 © РетропланЪ
При использовании материалов сайта активная ссылка на источник обязательна.
Карта сайта - О проекте - Новости - Контакты